Международная конференция «Бог — человек — мир»

Московская Сретенская  Духовная Академия

Международная конференция «Бог — человек — мир»

416



2 и 3 марта на базе Сретенской духовной семинарии, при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, состоялась Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир».

На конференции обсуждали богословские, философские и этические аспекты внедрения передовых технологий в жизнь человека. Цель конференции состояла в построении взаимодействия ученых, богословов и философов в решении актуальных гуманитарных проблем.

В конференции приняли участие ученые из Российской академии наук, МГУ, Оксфорда и духовных семинарий России и других стран, ученые и богословы из Белоруссии, Сербии, Франции, США, кандидаты и доктора наук, молодые исследователи. Выступающие представили более 70 докладов.

Открыл конференцию председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, и.о. ректора Сретенской духовной семинарии протоиерей Максим Козлов. Ректор отметил актуальность обозначенных в повестке проблем:

«Проблема искусственного интеллекта, сознания, соотнесения их с образом Божиим в человеке встала как никогда остро в связи с развитием новых технологий. С этим одновременно связана и проблема трансгуманизма — той общественной и философской концепции, которая в широком смысле говорит о качественном улучшении тела человеческого».

При размышлении над темой трансгуманизма отец Максим обозначил проблемный вопрос:

«Как мы соотнесем это с христианской антропологией? С иным пониманием бессмертия, которое дано нам в Божественном откровении и которое для нас, христиан, является непреложным».

Ректор семинарии выразил надежду на то, что ученые и богословы смогут совместными усилиями сформулировать ответы на новые вопросы:

«Надеюсь, что наша конференция, на которой будут собраны в свободной академической дискуссии люди компетентные и на протяжении многих лет изучающие вопросы, озвученные выше и сопредельные с ними, станет некой антитезой этого принудительного единогласия, которое навязывается сторонниками как гуманизма, так и новой этики».

На пленарном заседании обозначили основной ряд вопросов и проблем, на которые участники конференции должны попытаться сформировать ответы в ходе конференции. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации митрополит Калужский и Боровский Климент говорил о духовных опасностях, связанных с технологическим прогрессом. Владыка предложил участникам конференции сформулировать список опасений, которые видят в развитии искусственного интеллекта православные христиане.

Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор МГУ Владимир Бетелин рассказал о цифровом культе, который навязывается международными корпорациями. Александр Кудрявцев, член-корреспондент РАН, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, доктор биологических наук, рассказал о развитии генетики и селекции, развитии биотехнологий и обозначил вызовы, которые возникают в этой сфере. По мнению ученого, конференция призвана дать ответы и на эти вопросы.

Митрополит Нежинский и Прилукский Климент размышлял о тайнах сознания, священник Сергей Кривовичев представил теологический анализ невидимых миров современной физики. Планарное заседание завершил доклад Жана-Клода Ларше, который прочитал протоиерей Вадим Леонов. Тема доклада — «Границы светского трансгуманизма и христианское предложение подлинного трансгуманизма». В докладе была раскрыта тема православного персонализма.

По завершении пленарного заседания работа конференции велась по нескольким секциям:

1.         Образ Божий — сознание — искусственный интеллект. 

2.         Природа человека: возможности и границы ее модификации. 

3.         Перспективы и опасности трансгуманизма. 

4.         Гендерная идентификация: Божественные замыслы и человеческие возможности. 

5.         Медиасреда: искушение — манипуляция — просвещение.

Модератором первой секции выступил священник Александр Волков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председатель Информационной комиссии Московской городской епархии, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии. Отец Александр так оценил работу секции:

«Церкви сейчас принципиально важно разобраться на какую-то довольно длительную перспективу вперед. Важно понять, что для нас в отношении искусственного интеллекта является проблемой, а что — надуманными страхами.

Мы должны понимать те опасения, которые высказывают православные христиане относительно этой темы. Внутри Церкви до последнего времени не было не то чтобы общего мнения, но даже понимания того, о чем мы вообще говорим.

Сейчас проводится важная работа, ведется важная дискуссия в рамках конференции. И надо надеяться на то, что это поможет нам дальше более отчетливо себе представлять эту тему».

Вторая секция была посвящена природе человека, возможностям и границам ее модификации. Модератор — Виктор Лега, кандидат богословия, доцент МФТИ, МГЛУ, ПСТГУ, СДС. На секции обсуждали этику в робототехнике, биомедицинские технологии, трансплантацию органов и другие вопросы.

На третьей секции обсуждали перспективы и опасности трансгуманизма. В первый день секцию модерировал протоиерей Александр Абрамов. Завершил обсуждение Константин Мацан, аспирант философского факультета МГУ им. Ломоносова, преподаватель Сретенской духовной семинарии, теле- и радиоведущий. На секции обсудили концепцию, которая в широком смысле говорит о качественном улучшении тела человеческого, и ее соотношение с православной антропологией, богословием.

Четвертую секцию также модерировал Константин Мацан. Докладчики осветили гендерную проблематику, идеи феминизма, взгляд современной науки и богословия на эти проблемы.

Одной из сфер, на которую оказывает влияние развитие технологий, является медиасфера. Ей была посвящена пятая секция, модератором был ведущий радиостанции «Вера» Алексей Пичугин. Обсудили приватное и публичное в медиасфере, современные информационные технологии, манипулирование в медиасреде и другие актуальные вопросы.

На закрытии конференции протоиерей Вадим Леонов поблагодарил участников и заверил в том, что семинария станет платформой для просвещения в части изучения передовых технологий и вызовов, связанных с ними. На базе Сретенской семинарии запланированы ежемесячные выступления ученых и богословов с докладами, которые будут посвящены развитию современных технологий и формированию отношения Церкви к ним.

Среди пожеланий, которые озвучили участники конференции для ее развития, были следующие: необходимо увеличить время для дискуссии; требуется создание секции по философии; необходимо приглашать больше светских исследователей, а также студентов из светских высших учебных заведений; больше внимания необходимо уделять христианской антропологии.

Конференция должна стать ежегодной. Видеозапись лучших докладов будет размещена на сайте Сретенской семинарии и на YouTube-канале семинарии.

Обзор докладов:

Профессор Виктор Веденяпин, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, выступил с докладом «Наука и религия: искусственный интеллект и образовательные программы». В докладе ученый представил соотношение библейского описания творения мира и данных современной науки, размышлял об искусственном интеллекте и пределах его возможностей.

Доклад на тему «Внедрение искусственного интеллекта: возможность для Церкви» представил протоиерей Григорий Джойс, проректор Чикагского училища РПЦЗ. По мнению протоиерея Григория, развитие технологий приведет к глобальным изменениям. Многие люди потеряют работу. Отец Григорий убежден, что Церковь должна готовиться к этим переменам. Людям потребуются новые ответы на возникшие вызовы и слова утешения. Нужно готовить катехизаторов и миссионеров для этих целей.

Олег Резник, доктор медицинских наук, профессор кафедры сердечно-сосудистой хирургии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, выступил с докладом на тему «Теология и современные биомедицинские технологии». Олег Николаевич отметил быстрое развитие биотехнологий, которые позволяют «улучшать» человека: трансплантации, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, технологий редактирования генома. По мнению ученого, развитие технологий ставит перед человечеством ряд этических вызовов и создает необходимость разработки критериев применения технологий.

Доктор географических наук Института географии РАН, профессор ПСТГУ Алексей Гуня представил доклад на тему «Изменения человека и ландшафта под влиянием цифровизации». Человек взаимодействует с окружающей природой, природа оказывает влияние на человека на различных уровнях. Развитие технологий и стремление людей попасть в виртуальную реальность — попытка избавиться от «кожаных одежд», естественной связи с миром. Исследователь видит в этом большую опасность. По мнению Алексея Николаевича, зависимость человека от среды — «удобный» канал влияния на человека и на его поведение. Конструируя «заменитель» природы и предлагая его человеку, можно изменить самого человека, сделав его унифицированным и контролируемым. Так считает ученый.

Мария Ефименко, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой библеистики и богословия Оренбургской духовной семинарии, профессор кафедры истории России ОГПУ, выступила с докладом «Антропология трансгуманизма: “увеличение человечности” или “расчеловечивание” личности?». Профессор рассказала о последствиях, к которым может привести реализация идеи трансгуманизма. Она вспомнила Германию XX века, в которой активно транслировались идеи создания новой расы, и к чему они привели, провела параллель между трансгуманизмом и космополитизмом. По ее мнению, попытки создания нового человека приводят к потере идентичности: как культурной, так и религиозной.

Сергей Худиев, православный писатель, публицист, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, представил доклад на тему «Религиозное измерение проблемы искусственного интеллекта — обзор англоязычный источников». По мнению автора доклада, вера в искусственный интеллект постепенно превращается в религию. Люди верят в искусственный интеллект, как в спасителя, который будет вездесущим благодаря интернету. Эта «религия» хочет создать бессмертного человека. В будущем люди смогут переносить свое сознание на электронный носитель и совмещать его с искусственным интеллектом. Человек будет обладать совершенной памятью.

Священник Владимир Духович, кандидат биологических наук, представил доклад на тему «Современные методы генной инженерии в свете православной веры. Этические проблемы». Отец Владимир разобрал идею трансгуманизма с точки зрения медицинской науки. Он рассказал об открытиях в области генной инженерии и отношении к ним Православной Церкви. По словам докладчика, основная идея — наделение человека неограниченными физическими возможностями — противоречит православному богословию, однако в некоторых конкретных примерах Церковь может и идет на уступки. К примеру, есть единичные случаи, когда православное духовенство благословляет искусственное оплодотворение, если при этом не происходит уничтожение уже зародившейся жизни.

Протоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, доцент МДА, заведующий кафедрой пастырского душепопечения Сретенской духовной семинарии, выступил с докладом на тему «Рукотворное бессмертие человеческого тела и сознания в свете христианской антропологии». Отец Павел высветил некоторые моменты в области трансгуманизма, которые могут быть рассмотрены как позитивные с христианской точки зрения. Он привел случай, когда новейшие исследования в области хирургии на этапе эмбриона спасли жизнь ребенка:

«Мы недавно приглашали Даниила Медведева на занятия по апологетической практике в Московскую духовную академию. Я понял для себя удивительную вещь: на самом деле лидеры трансгуманистов не предстают сатанистами, которые обеспокоены уничтожением религии и нравственности. Для них первейшим является мощный посыл в помощи человеку сегодня».

Также отец Павел рассказал о двух путях преодоления бессмертия: с помощью физического совершенствования тела человека и создания виртуального сознания, когда человеческая личность записывается на внешний носитель.

Протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии, представил доклад на тему «Перспективы христианской антропологии в эпоху трансгуманизма». Отец Вадим показал историческое развитие идей трансгуманизма. По его словам, еще в античности прослеживались идеи усовершенствования человека. Потом, в средневековье, античные мифы нашли себя в лабораториях алхимиков, затем, в период ренессанса, появились первые гуманисты, провозглашавшие индивида как высшую ценность. Сегодня трансгуманисты говорят о невероятных усовершенствованиях человеческого тела как о реальных научных открытиях будущего.

Светлана Оводова, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, рассказала о рецепции этики русского космизма в трансгуманизме. Она провела параллель между русским космизмом и современным трансгуманизмом. Идеи Фёдорова, Циолковского, Вернадского, прозвучавшие в XX веке, можно проследить в трудах современных трансгуманистов. Лектор отметила огромное влияние, которое оказали эти идеи не только на науку, но и на культуру.

Священник Вячеслав Патрин, кандидат богословия, доктор (PhD) греческой истории и культуры, выступил с докладом на тему «Вызовы трансгуманизма и развитие православного богословия: трансгуманизм в контексте христианского персонализма и синергийной антропологии». Отец Вячеслав рассказал о влиянии трансгуманизма на православное богословие. По его мнению, новые вызовы позволят более системно подойти к некоторым неясным моментам в христианской антропологии.

Алина Колесникова, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Новосибирского ГАУ, прочитала доклад на тему «О бытийном статусе человека в предельных вопрошаниях современности». Доклад был посвящен обществу потребления. В середине XX века данное явление рассматривалось в контексте потери себя человеком. Сейчас речь идет о том, остается ли человек человеком на биологическом уровне. Проблема связана с трансгуманизмом. Современное общество нуждается в том, чтобы человек осознал свое влияние на мир. Это осмысление даст силу противостоять.

Диакон Валерий Переверзев, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, рассказал о мировоззрении трансгуманизма и оценил идею переноса сознания. Отец Валерий произвел экскурс в историю вопроса. Упомянул иранского фантаста, который писал под псевдонимом «FM-2030». Писатель многих вдохновлял идеей о сверхчеловеке, имея в виду, что человек есть только звено в цепочке, после которого придет сверхчеловек, высший человек. Сама эволюция в данном контексте мыслится как негативный феномен. Потому что присутствует фактор случайности.

Трансгуманисты желают победить случайность. Постчеловек — это новое существо, которое должно превосходить нынешних людей. Одна из центральных идей — победа над смертью. На данном камне строятся все трансгуманистические движения. Главная возможность обрести бессмертие есть перенос сознания в другое тело или компьютер. Либо в цифровую реальность, либо во что-то кибернезированное. Получится ли перенести сознание? Работы ведутся, но значительных успехов пока нет.

Священник Максим Кузнецов, магистр теологии, выступил с докладом на тему «Человек цифрового общества: новый антропологический вызов эпохи». Отец Максим говорил о возрастающей роли компьютеров и технологий и о тех вызовах, которые ставит перед нами эта тенденция.

Людмила Павлова, магистр богословия, аспирант Русской христианской гуманитарной академии, представила доклад на тему «Богословие свободы и риск творения человека по трудам архимандрита Софрония (Сахарова)». Архимандрит Софроний говорит о свободе как принадлежащей персональному началу. Основное его богословие — это богословие личности. Он часто говорит о Боге как о носителе персонального бытия.

Господь желает людям спасения, но мы, обладая самовластием и свободой, направляем отрицательно свои векторы, в негативные стороны. В том числе и в отношении технологий. Бог подвергает риску Свое создание, чтоб оно стало совершеннее. Творец словно отдаляется от человека, ожидая его подвига в вере и свободе. Именно в этот момент в нас активизируется персональное начало.

С докладом «Гендерная теория в контексте православного персонализма» выступил Константин Мацан, аспирант философского факультета МГУ им. Ломоносова, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Доклад был посвящен теме православного персонализма и тому, как персонализм используют в целях обоснования гендерной теории. По его мнению, важно понимать риски этой методологии. Ошибки могут иметь место, когда представление о личности отрывают от корней.

Алексей Меркулов, старший преподаватель Коломенской духовной семинарии, представил доклад на тему «Гендерная проблематика в аффирмативном богословии». Алексей Владимирович рассказал о гендерной теории и о том, как многие искажают христианскую антропологию через неверную трактовку Священного Писания и по иным причинам.

Максим Коденев, магистр теологии, преподаватель Минской духовной академии, старший преподаватель Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, рассказал о влиянии идей феминизма на психологические и эзотерические практики использования карт Таро. Максим Алексеевич рассказал, что последователи феминизма разделены на несколько течений. Классический феминизм идет по конструктивному пути. Часть представителей феминизма, которая прибегает к использованию карт Таро для поиска женского предназначения, освобождения, иррациональна. По мнению Максима Алексеевича, современному человеку интересно практическое применение сакрального.



ФОТОГАЛЕРЕЯ